Будущее лизингового рынка – за кэптивными компаниями?

«Лизинг? А что о нем говорить? Лизинг кончился», — вот так категорично высказался в разговоре со мной сотрудник одной из компаний. И хотя, конечно, сделано это было в эмоциональном запале, есть в этих словах и определенная доля правды, особенно если сравнивать сегодняшнее состояние российского рынка лизинга с тем, каким оно было год назад. Вектор развития рынка повернулся практически на 180 градусов: если в конце 2007‑го — начале 2008 года лизинговые компании активно увеличивали свое присутствие в регионах, то теперь сокращают; если тогда сроки договоров лизинга стремились к трем годам, теперь стремятся к одному. Авансовые платежи и удорожание увеличились.

Причина проста: серьезно изменились условия на финансовом рынке. Существенно выросли процентные ставки, ужесточились требования для получения кредитов. Поток финансирования, который обильно изливался на лизинговые компании в предыдущие годы, прекратился, лизингодатели оказались «забыты» банками. А ведь многие из них строили свою деятельность, будучи уверенными в благополучном будущем.

Весьма тревожным симптомом для лизингового сектора стало обнародованное недавно заявление некоторых крупных финансовых структур о желании приобрести часть лизингового портфеля. В частности, о подобных намерениях уже заявил «Авангард-Лизинг». Проблема в том, что речь идет не о покупке портфеля компании или его региональной части (что означало бы полное или частичное поглощение компании), а именно о покупке отдельных договоров (самых надежных, прибыльных). То есть лизинговой компании предлагают решить временные проблемы за счет уменьшения привлекательности (и прибыльности) своего портфеля. Понятно, что это предложение адресовано тем, кто действительно находится в тяжелой ситуации. Важно, что оно не просто есть (лизингодатели еще зимой говорили о подобных индивидуальных предложениях), но и уже прозвучало официально — значит, «на грани» находятся не одна-две компании, а гораздо больше.

Преимущества узости

Впрочем, не все лизинговые компании пребывают в ситуации острой нехватки финансирования. Немало и таких, которые находятся в стороне от подобных проблем. «Когда мы речь идет о серьезных изменениях на рынке лизинга, мы говорим прежде всего о независимых лизинговых компаниях с диверсифицированным портфелем активов и диверсифицированными источниками финансирования», — замечает генеральный директор компании «Балтийский лизинг» (ранее «НОМОС-Лизинг «Северо-Запад») Дмитрий Корчагов. В то же время есть кэптивные лизинговые компании , их бизнес устроен несколько иначе, и общие проблемы рынка их почти не затрагивают. Речь идет о лизинговых компаниях, основанных производителями техники. В их числе «Вольво Финанс Сервис Восток», «Сканиа-Лизинг», «КАМАЗ-Лизинг», «Катерпиллар Файнэншнл» и другие (нетрудно заметить, что все они сконцентрированы в сегменте грузового автотранспорта и спецтехники). Они работают исключительно с изделиями своего производителя, поэтому зачастую некоторые участники рынка называют их неполноценными лизинговыми компаниями, ведь они не столько развивают рынок лизинга, сколько решают локальную задачу диверсификации продаж производителя. Зато в нынешней ситуации эта узость рабочего поля дает кэптивным лизинговым компаниям немалые возможности, в частности, они могут предлагать заключение лизинговых договоров почти на докризисных условиях.

Проблема номер один, стоящая сегодня перед абсолютным большинством лизинговых компаний, — реализация техники и оборудования, изъятых у клиентов, не выполнивших своих обязательств по договору. Независимые компании, которые предпочитали передавать в лизинг технику предприятиям одной отрасли экономики (например, строительной), можно пересчитать по пальцам одной руки. Лизинговые компании, которые работали со всеми потенциальными лизингодателями, сегодня вынуждены придумывать, как реализовывать изъятое у них оборудование, относящееся к абсолютно разным секторам экономики. Простые решения вроде открытия отдела по реализации изъятых объектов лизинга тут не помогут. А для кэптивных лизинговых компаний эта проблема не так остра. Во-первых, они всегда работали в одном сегменте рынка лизинга, во-вторых, у них (точнее, у их головных организаций) есть значительный опыт по созданию компаний, занимающихся исключительно арендой (в Европе довольно популярен лизинг без выкупа лизингополучателем предмета лизинга по истечении договора).

Еще одна головная боль лизингодателей — финансирование. Доля долгосрочных и краткосрочных кредитов в структуре финансирования независимых лизинговых компаний велика — от 70 %, а то и все 80 %. Кэптивные лизингодатели куда как меньше зависимы от этого фактора — доля кредитов у них редко когда превышает 40 % и чаще всего держится на уровне 30 %. С другой стороны, в рейтингах по размеру собственного капитала компании, существующие при производителях, традиционно занимают верхние строчки. К этому необходимо добавить, что в условиях кризиса именно кэптивные лизинговые компании (вместе с производителями) получают финансовую поддержку со стороны правительств своих стран. Иными словами, средства для того, чтобы развивать лизинг без поддержки банков, у кэптивных лизинговых компаний есть.

Избыток без массовости

Но наличие объективных предпосылок к активному развитию — это еще не все. Смогут ли кэптивные лизинговые компании показать высокие темпы роста — еще вопрос. Прежде всего потому, что большинство их сегодня не используют свой потенциал по полной программе. Работая на узком сегменте рынка и обладая хорошими перспективами по части работы с изъятой техникой, по оценке лизингодателей, они в основной массе остаются весьма консервативными.

Теоретически кэптивные лизингодатели имеют возможность «брать» всех клиентов просто потому, что работают с производителем и могут получать у них необходимые скидки. «И если, например, для «Вольво Финанс Лизинг Восток» или «Катерпиллар Файнэншнл» потенциальный клиент действительно интересен, — замечает Андрей Донченко, — то они могут сделать ему такое предложение, которое не в силах перебить независимый лизингодатель».

Но цифры показывают, что большинство кэптивных лизинговых компаний в России реализуют не такой большой процент продукции. Дочерние компании таких производителей, как КАМАЗ, Caterpillar, Iveco, Mann продают менее 10 %. И даже такие развитые компании, как «Вольво Финанс Лизинг Восток», «Сканиа-лизинг», не переходят порог 30 %. При этом в Европе вышеупомянутые производители с помощью своих лизинговых компаний реализуют от 40 % своей продукции.

Неслучайно в рейтинге РА «Эксперт» по итогам девяти месяцев 2008 года в сегменте грузового автотранспорта лидируют не кэптивные лизингодатели, а «Уралсиб-лизинг» и «Европлан». Конечно, в 2009 году эти компании не могут сформировать столь же выгодное предложение, как ранее (минимальный авансовый платеж и минимальное удорожание), так же как и работать с программами упрощенной оценки финансового состояния лизингополучателя (с минимальным набором документов). Но их пример показывает: по-настоящему массового продукта у большинства кэптивных компаний не было. С другой стороны, изменившиеся условия на рынках кредитования и лизинга не могут не подталкивать кэптивных лизингодателей к созданию такого продукта.

Ключевая задача кэптивной лизинговой компании — реализовывать продукцию своего производителя. Но вряд ли до осени прошлого года они испытывали давление со стороны учредителей относительно объемов реализуемой продукции. В период активного развития бизнеса сами производители не всегда успевали за спросом. Еще в начале 2008 года заказчики жаловались на то, что приходится очень долго ждать грузовой автотранспорт и спецтехнику — очередь на покупку выстраивалась более чем на полгода. И основной тенденцией рынка грузового автотранспорта и спецтехники в 2007‑м — начале 2008 года был рост поставок азиатских производителей, прежде всего потому, что «европейцы», как отмечали эксперты, не могли удовлетворить спрос.

Сейчас ситуация существенно изменилась. После бурного роста наступил экономический кризис, и высокий спрос на продукцию грузового автотранспорта и спецтехники сменился невостребованным предложением. «Предприятия реального сектора вначале были менее чувствительны к кризисным явлениям, чем финансовые компании, и в октябре-ноябре еще продолжали поступать заявки на лизинг, нацеленные на реализацию инвестиционных планов, которые были разработаны до кризиса. Но большинство этих заявок вскоре были отозваны», — рассказывает коммерческий директор «Афин Лизинг Восток» (дочерней компании Iveco) Надежда Кораблинова.

По сравнению с прошлым годом банки сегодня готовы финансировать на порядок меньше сделок лизинга (или дать кредит). Неслучайно лизингодатели, которые планируют наращивать портфель, связывают свой рост с преференциями от производителей. «Наша компания разработала с поставщиками ряд программ, не нуждающихся в финансировании в банках, однако требуют значительных уступок со стороны партнеров-поставщиков, склады техники которых затоварены», — делится планами своей компании старший экономист «Грузомобиль-лизинг» Ольга Пачуева.

Читать статью  Лизинговые операции в коммерческих банках (на примере ПАО Сбербанк России )

Неудивительно, что именно сейчас представители кэптивных компаний все больше говорят о необходимости создания «массового продукта». Не так трудно предположить, каким должен быть этот массовый продукт. Как отмечает Дмитрий Корчагов, большинство кэптивных лизинговых компаний Европы работают по весьма прозрачной схеме: менее жесткие требования к финансовому положению лизингодателя и небольшой процент удорожания они компенсируют высоким авансовым платежом — более 30 % стоимости имущества. Если у лизингополучателя возникают какие-либо проблемы, компании не медлят с изъятием техники, ведь у них всегда есть специализированные подразделения, которые занимаются арендой техники и хорошо знают вторичный рынок.

При этом в нынешних условиях, когда авансовый платеж 30 % постепенно становится нормой всего рынка (исключение составляет лишь сегмент лизинга легкового автотранспорта), подобное предложение от кэптивных компаний очевидно должно стать максимально привлекательным на рынке. Размер авансового платежа у всех одинаковый, а вот процент ежегодного удорожания кэптивные компании могут назначить пониже, поскольку в меньшей степени пользуются кредитами банков.

Может, Запад поможет

Таблица. Активные игроки российского рынка лизинга
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Активные игроки российского рынка лизинга
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Активные игроки российского рынка лизинга
Таблица составлена на основе данных, предоставленных компаниями.
Редакция не несет ответственности за их достоверность.

Самое интересное, что у тех кэптивных лизинговых компаний, что аффилированы к иностранным производителям, есть дополнительный потенциал, для того чтобы сделать в условиях экономического кризиса свое предложение еще более привлекательным. Тот факт, что производитель и покупатель находятся в разных странах, позволяет использовать механизм международного лизинга, который дает возможности получения дополнительных преференций для покупателя: получить рассрочку уплаты таможенных платежей (а они составляют около 20 % от стоимости техники) на срок до трех лет или привлечь финансирование на максимально выгодных в современной ситуации условиях.

Возможность расплачиваться с таможней не сразу, а постепенно (в течение трех лет) предоставляет суть лизинга — пока лизингополучатель не выплатил все платежи, владельцем имущества остается лизинговая компания. Поэтому имущество, принадлежащее иностранной лизинговой компании, можно оформить в режиме временного ввоза — он дает как раз такие ограничения на свободное использование ввозимого объекта (его нельзя сдавать в аренду, перепродавать), которые удобны лизингодателю и приемлемы для лизингополучателя. Впрочем, как замечает Надежда Кораблинова, у такой схемы есть и ощутимые недостатки: «До сих пор у нас никак законодательно не закреплена процедура вывода машин из режима временного ввоза в свободное обращение, что приводит к постоянным проблемам с таможенными органами после завершения срока лизинга и, как следствие, к простоям техники. А транспортные средства, находящиеся в режиме временного ввоза, можно использовать только для международных перевозок». Впрочем, несмотря на некоторые недостатки, процедура временного ввоза продолжает быть востребованной. В частности, в концерне Volvo в 2008 году портфель международного лизинга составил 20 % всех новых сделок Volvo Finance, заключенных с клиентами Северо-Западного федерального округа.

Но если механизм временного ввоза давно известен и используется лизинговыми компаниями, то возможность привлечения финансирования с минимальной стоимостью большинством потенциальных клиентов пока не востребована. Причина очевидна: до недавнего времени серьезных проблем с привлечением финансирования у лизинговых компаний не было. Сейчас ситуация коренным образом изменилась — привлечь деньги если и можно, то по такой ставке, какая потенциальному лизингополучателю не по силам. А почти во всех европейских странах есть специальные агентства, задача которых — стимулировать экспорт за счет предоставления выгодных кредитов. Это так называемые экспортные кредитные агентства. Сами они кредиты не выдают, но страхуют риски кредиторов и таким образом позволяют потенциальным покупателям получить деньги на максимально выгодных условиях. В частности, сегодня они дают кредиты по ставке около 10 % в год (правда, в валюте). Безусловно, экспортные агентства могут профинансировать только покупку техники, стоимость доставки и уплату таможенных платежей вне их сферы интересов, но все же их потенциал довольно велик. В конце концов, они как раз для того и созданы, чтобы помогать производителям реализовывать свою технику за рубежом.

Аналитики рынка лизинга всегда говорили: «Мировой опыт показывает, что будущее за специализированными лизинговыми компаниями, поскольку хорошее знание своего сегмента рынка, знание потенциалов первичного и вторичного рынков — необходимые составляющие успешной деятельности в лизинговой отрасли». Отечественный рынок лизинга развивался по иному сценарию: лишь единицы лизинговых компаний пытались пойти по пути специализации, большинство же работали во всех отраслях, со всевозможной техникой и оборудованием.

Впрочем, теперь отношение к специализации меняется — рынок «познакомил» многих лизингодателей с такой составляющей их бизнеса, как реализация изъятых объектов лизинга, и теперь они вынуждены осваивать это новое направление. А вот у тех, кто изначально выбрал узкий профиль, появился шанс продемонстрировать, чего они могут добиться, в то время как участники рынка лизинга в основном предпочитают выжидать либо находятся в нерешительности.

Лизинг

Фонд развития промышленности финансирует лизинг оборудования для технологического перевооружения и модернизации основных производственных фондов российских предприятий.

Участие Фонда в лизинговом проекте обеспечит финансирование до 90% аванса за лизинговое оборудование.

Заявку на заем по программе «Лизинг» формирует уполномоченная лизинговая компания.

Максимальный размер займа Фонда может составлять до 45% от общей стоимости промышленного оборудования для обрабатывающих производств и 27% для других лизинговых проектов, приобретающих отечественное оборудование.

Лизинг

Участие Фонда в лизинговом проекте обеспечит финансирование части аванса за лизинговое оборудование, другая часть аванса должна финансироваться за счет средств лизингополучателя.

Сумма займа:
Общий бюджет проекта:
Срок займа:

Процентная ставка

для обрабатывающих производств
для других лизинговых проектов

Условия финансирования:

  • Займы предоставляются для финансирования от 10% до 90% первоначального взноса (аванса) лизингополучателя, составляющего от 10% до 50% от стоимости приобретаемого в рамках договора промышленного оборудования
  • Сумма займа может составить до 45% от общей стоимости промышленного оборудования для обрабатывающих производств
  • Сумма займа может составить до 27% для других лизинговых проектов, приобретающих отечественное оборудование

Пример:

Lising_diagramma_expand.png

Особенности:

  • Лизингодателем в рамках проекта выступает уполномоченная лизинговая компания

Фонд развития промышленности не сотрудничает с консалтинговыми компаниями и не имеет аккредитованных консультантов по подготовке документов для получения займа. Если вам предлагают «100% гарантию получения займа ФРП», то вы имеете дело с мошенниками. В фонде работает официальный консультационный центр, обратиться в который можно абсолютно бесплатно. За каждой заявкой закреплен клиентский менеджер, который информирует о ходе рассмотрения проекта и дает подробную обратную связь на всех этапах прохождения заявки. Узнать подробнее.

Документы для заемщика

Основные документы
Документы для заявки и методические рекомендации
Типовые формы
Обеспечение
Документы для получения гарантии от Корпорации МСП
Документы для лизинговых компаний
Прочие документы
Нормативный документ, определяющий условия программы.
Нормативный документ, определяющий порядок отбора проектов по программам финансирования.

Ставка для других отраслей промышленности при условии приобретения отечественного оборудования составляет 3% годовых.

Оборудование могут приобрести предприятия, ведущие деятельность по ОКВЭД 16
Нормативный документ, определяющий правила использования и возврата займа.

Финансирование банками лизинговых компаний

Обращаем внимание, что заявку на заем по программе «Лизинг» формирует уполномоченная лизинговая компания. Начните свою работу с выбора подходящей лизинговой компании из перечня ФРП.

Рекомендации по оформлению документов вы можете посмотреть и скачать в разделе ниже.
Методические рекомендации по подготовке документов заявителями
Методические рекомендации для обеспечения качества подготовки документов проекта заявителями.

Заложенные в модели курсы валют:
курс доллара США – 85₽
курс евро – 90₽
курс китайского юаня – 13₽
При установке курса Фонд ориентируется на макроэкономический опрос Банка России.

Типовые формы договоров, которые заключаются с заявителем. Именно эти типовые формы договоров будут подписаны после одобрения проекта. Обращаем внимание, что указанные формы договоров едины для всех заемщиков/залогодателей/поручителей/гарантов и не подлежат изменению.

Верхнеуровневый перечень видов обеспечения, более подробную информацию можно найти в Стандарте.
Нормативный документ, определяющий обеспечение займа.
Виды гарантий и их основные параметры.
Этот договор заключает заемщик ФРП, получающий гарантию Корпорации МСП.
Перечень необходимых документов для получения гарантии от Корпорации МСП.

Читать статью  Лизинг авто для физических лиц в Красноярске

Видео и инфографика

Условия программы Лизинг

Финансирование банками лизинговых компаний

Как подать заявку в ФРП
Схема рассмотрения проекта в ФРП

Часто задаваемые вопросы

Каков порядок подачи заявки на заем?

Первоначально необходимо выбрать уполномоченную лизинговую компанию из перечня и обратиться для согласования условий лизинговой сделки. Заявку на получение вашим предприятием льготного займа от ФРП подает уполномоченная лизинговая компания.

Может ли одна компания направить на рассмотрение в ФРП более одной заявки на финансирование?

Если между заявителем и ФРП на дату подачи заявки действует договор (договоры) целевого займа, или такой договор находится в процессе заключения, то для приема заявки в работу должны одновременно выполняться следующие условия:
• суммарная доля заимствований из средств целевого финансирования фонда с учетом запрашиваемой суммы займа по вновь заявляемому проекту не должна составлять более 50% балансовой стоимости активов заявителя на последнюю отчетную дату;
• истекли два отчетных периода (квартала) с даты заключения последнего договора целевого займа (ограничение распространяется на программы «Проекты развития», «Комплектующие изделия» и «Деревообработка с РФРП»).

Важно! По программам «Проекты развития», «Приоритетные проекты», «Комплектующие изделия», «Лизинговые проекты» и «Производительность труда» установлено о граничение на прием новых заявок при наличии у компании двух и более займов ФРП и/или заявок на рассмотрении.

Основной ОКВЭД предприятия не входит в перечень отраслей, финансируемых ФРП. Следует ли сделать основным ОКВЭД проекта для получения займа?

Нет, ОКВЭД проекта может быть дополнительным в выписке из ЕГРЮЛ.

Каковы условия выдачи займа по программе «Лизинговые проекты» на приобретение промышленного оборудования для осуществления деятельности в отраслях, не входящих в перечень из раздела С «Обрабатывающие производства»?

Для проектов из отраслей, не входящих в перечень из раздела С «Обрабатывающие производства», возможно приобретение оборудования российского производства. В таком случае средства займа выдаются по ставке 3% годовых. Сумма займа может составить до 27% для таких лизинговых проектов, приобретающих отечественное оборудование.

В каком банке можно открыть расчетный счет для перечисления средств займа?

По программе «Лизинговые проекты» расчетный счет открывается в одном из банков, гарантии которых ФРП может принять в качестве обеспечения.

Договор лизинга на приобретение оборудования заключен на 3 года. Может ли предприятие получить заем от ФРП на уплату аванса сроком на 5 лет?

Нет. Срок займа ФРП не может превышать срок договора лизинга.
Кто может выступать поставщиком оборудования? Возможно ли купить его у партнеров?

Поставщиком оборудования может быть производитель, официальный дистрибьютер или дилер. Важно: предметом лизинга может быть только новое, ранее не использовавшееся оборудование.

Возможен ли обратный (возвратный) лизинг?

Нет. Оборудование должно быть приобретено в рамках договора лизинга, для создания нового или модернизации существующего производства, технического перевооружения, внедрения новых технологий или создания продукции. Возвратный лизинг – это вид сделки, когда организация продает свое имущество лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор, по условиям которого получает это же имущество в аренду.

На какую сумму необходимо предоставить обеспечение?

Для получения займа ФРП необходимо предоставить обеспечение на всю сумму займа с учетом процентов за весь срок пользования займом.

В качестве основного обеспечения можно предоставить оборудование, которое приобретается в рамках реализации проекта?

Нет, приобретаемое в рамках лизинговой сделки оборудование не может выступать в качестве обеспечения займа ФРП, так как оно изначально обременяется лизингодателем и служит залогом в такой лизинговой сделке. В качестве залога по займу может быть принято иное имущество в соответствии со Стандартом ФРП по обеспечению.

Можно ли получить лизинговый заем на покупку бульдозеров и экскаваторов?

Нет, приобретение транспортных средств невозможно (включая вагоны, самолеты, вертолеты, суда и автомобили). Предметом лизинга может быть промышленное технологическое оборудование, непосредственно задействованное в производственном процессе, в том числе и лесозаготовительная спецтехника (для проектов в части класса ОКВЭД №16).

Можно ли купить в лизинг харвестер или форвадер?

Приобретение в лизинг харвестеров и форвадеров допустимо исключительно в рамках проектов деревообработки (класс ОКВЭД №16). При этом такая спецтехника должна быть обязательно российского производства.

Какое оборудование может купить в лизинг деревообрабатывающая компания?

Для проектов по деревообработке (класс ОКВЭД №16) возможно приобретение в лизинг оборудования в соответствии с перечнем.

Досрочное погашение займа возможно?
Да, на любом этапе реализации проекта без применения штрафных санкций.
Как попасть в перечень уполномоченных лизинговых компаний?

Для включения в перечень уполномоченных лизинговая компания должна соответствовать требованиям и направить в ФРП заявку с приложением документов на бумажном носителе. По мере готовности экспертиз, поданные заявки выносятся на рассмотрение Экспертного совета ФРП для принятия решения об отборе лизинговой компании либо об отказе в участии в программе.

Объявление об отборе.
Перечень документов.
Типовое соглашение с лизинговой компанией.

Для первичной оценки вашей заявки не требуется предоставление каких-либо документов

Просто заполните «Онлайн-форму» в личном кабинете Заявителя

Льготный лизинг оборудования

Программа льготного лизинга оборудования реализуется Корпорацией МСП через дочернюю компанию «МСП Лизинг» в рамках Нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства.

По программе «Приоритет +» поддержка оказывается микро- и малым предприятиям, вид деятельности которых относится к сфере обрабатывающих производств

Основные условия программы «Приоритет +»
Льготная процентная ставка
Льготная процентная ставка
Ставка 6% годовых – для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного
Аванс – от 0%
Аванс – от 0%

Первоначальный взнос — от 0% стоимости оборудования при наличии поручительства РГО В остальных случаях – от 10%

Срок – до 7 лет
Срок – до 7 лет
Срок лизингового договора составляет от 13 до 84 месяцев
Сумма финансирования – до 50 млн ₽
Сумма финансирования – до 50 млн ₽
Вы можете приобрести оборудование стоимостью (за вычетом аванса) от 500 тыс. до 50 млн руб.
Кому доступно

Предпринимателям, бизнес которых отвечает следующим условиям:

Финансирование банками лизинговых компаний

Юридическое лицо или ИП, присутствующее в Едином реестре субъектов МСП в категории микро- или малое предприятие

Финансирование банками лизинговых компаний

Вид деятельности и цель приобретения оборудования относятся к сфере обрабатывающих производств

Финансирование банками лизинговых компаний

Предоставление поручительства от физических лиц, являющихся учредителями/участниками/акционерами Лизингополучателя и совокупно владеющих 51% и более доли или акций Лизингополучателя

Финансирование банками лизинговых компаний

Срок операционной деятельности – не менее 12 месяцев. Если срок меньше, потребуется финансовый поручитель со сроком операционной деятельности не менее 12 месяцев

Что вы можете приобрести

Требования к предмету лизинга
Новое, не введенное в эксплуатацию отечественное и иностранное оборудование
Виды оборудования

Станки, приборы, устройства, аппараты и технологические линии, размещаемые в помещении или на земельном участке

По программе «Приоритет» в 2023 году (скоро)
Получатели
Все сегменты МСП (микро-, малый, средний бизнес)
Ставка для всех сегментов МСП
Единая ставка независимо от страны происхождения оборудования – 12%
Сфера применения оборудования
Туризм, медицина, наука, спорт, обрабатывающие производства

Преимущества оформления льготного лизинга на платформе

Заявка и согласование — в режиме онлайн

Подать заявку, документы и отслеживать статусы можно онлайн, без поездок в лизинговую компанию. Данные в заявке будут частично заполнены из вашего профиля

Для всех регионов России
Программа доступна для предпринимателей из любой точки страны
Нет ограничений в выборе поставщиков

Вы можете выбрать любого официального производителя или его авторизованного дилера. Поставщиков и предметов лизинга может быть несколько

Первый платеж — через 30 дней после доставки

Платите после подписания акта приема-передачи оборудования. График платежей можно составить с учетом сезонности вашего бизнеса

Как оформить лизинг

Авторизуйтесь на платформе, используя вашу учетную запись юридического лица или ИП на Госуслугах. Мы автоматически перенесем ваши данные из Госуслуг в личный кабинет на платформе

Определитесь с поставщиком и предметом лизинга. Обязательно получите коммерческое предложение: по программе финансируется конкретное оборудование с установленными условиями поставки. Поставщиков и предметов лизинга может быть несколько

Финансирование банками лизинговых компаний

Создайте и отправьте заявку на платформе. Часть полей будут заполнены автоматически. Вам потребуется указать недостающие данные, включая всех выбранных поставщиков и все предметы лизинга, которые вы хотели бы приобрести. После подачи заявки эти данные нельзя будет изменить

В течение 3 рабочих дней в личном кабинете вы получите уведомление о результатах проверки и полный список финансовых и юридических документов, требуемых для принятия решения о финансировании. Загрузите необходимые документы в течение 10 дней — и следите за статусом их рассмотрения на платформе

Читать статью  Автомобили «Тойота» в лизинг. Выгодные условия от «Айыл Банка»

В случае положительного решения ​​подтвердите в личном кабинете согласие с условиями льготного лизингового финансирования и графиком платежей — в течение 10 дней

Подпишите лизинговую документацию, получите финансирование и развивайте свой бизнес!

Вам может быть полезно

Конструктор документов
Десятки проверенных шаблонов для любых задач
Производственная кооперация и сбыт

Площадка взаимодействия отечественных поставщиков МСП с крупными компаниями, ритейлерами и партнерами

Вопрос — ответ

Какие программы льготного лизинга оборудования реализует МСП Лизинг? В чем их отличия?

В течение 2023 года запланированы ежеквартальные заявочные кампании на общую сумму 9,5 млрд рублей. Для реализации проекта будет использован как уставный капитал «МСП Лизинг», так и привлеченное финансирование. Таким образом, будут действовать 2 программы: «Приоритет+» и «Приоритет».

По программе «Приоритет+» (ставка 6% и 8%) смогут получить финансирование субъекты МСП в категории микро- и малый бизнес из обрабатывающей отрасли («Раздел С» ОКВЭД-2).

Программа «Приоритет» (ставка 12%) будет доступна для всех типов МСП с расширенным перечнем ОКВЭД-2 (туризм, медицина, наука, спорт и обрабатывающие производства).

Поскольку финансирование по программе «Приоритет+» ограничено средствами уставного капитала, не все микро- и малые предприятия из обрабатывающей отрасли смогут получить поддержку по ставкам 6 и 8%. Если по каким-то причинам не удалось подать заявку на программу «Приоритет+», предприниматели смогут принять участие в программе «Приоритет». Ставка в любом случае будет привлекательной.

Программа «Приоритет» будет интересна среднему бизнесу, которому станет доступно финансирование до 100 млн рублей, а также малым и микропредприятиям, не подходящим под требования программы «Приоритет+» по разделу ОКВЭД-2.

Какая будет применена процентная ставка на оборудование китайского производства, которое приобретается через российского дилера для последующего лизинга?

По программе «Приоритет+» расчет будет следующий. Так как оборудование китайского происхождения, будет применена процентная ставка для иностранного оборудования – 8% годовых, вне зависимости от того приобретает лизинговая компания его у производителя или у дилера в России.

По программе «Приоритет» страна происхождения оборудования не влияет на ставку, ставка составит 12%.

Кто может получить льготную лизинговую поддержку?

Лизинговую поддержку могут получить субъекты МСП, присутствующие в Едином реестре малого и среднего предпринимательства ФНС России. Для проверки, относится ли ваш бизнес к субъекту малого предпринимательства, перейдите на сайт rmsp.nalog.ru и введите свой ИНН. Если ИНН не найден или данные некорректны, оставьте заявку на проверку сведений на сайте Реестра.

По программе «Приоритет+» финансирование доступно микро- и малому бизнесу из обрабатывающей отрасли («Раздел С» ОКВЭД-2). По программе «Приоритет» – все сегменты МСП с расширенным перечнем ОКВЭД-2 (туризм, медицина, наука, спорт и обрабатывающие производства).

Срок операционной деятельности лизингополучателя или поручителя (хозяйствующего субъекта) должен составлять не менее 12 месяцев.

Льготная лизинговая поддержка оказывается предпринимателям при условии соблюдения требований ст. 14 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: «отсутствие запрещенных видов деятельности: подакцизные товары, полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), игорный бизнес, кредитные организации и прочее». Если подобная деятельность ведется сейчас или велась в последнем отчетном периоде, лизинговая поддержка не может быть оказана.

Какими документами регулируется оказание лизинговой поддержки?

  • Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 919
  • Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-Ф
  • Порядок и условия реализации дочерними обществами АО «Корпорации «МСП» льготных лизинговых программ для субъектов малого предпринимательства

Может ли быть предметом лизинга транспорт и спецтехника?

  • транспортные средства, самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляется паспорт, а также навесное, прицепное и другое оборудование к указанным видам техники
  • подвижной состав железнодорожного транспорта
  • водные суда и воздушные суда
  • оборудование, предназначенное для оптовой и розничной торговой деятельности

Можно ли взять в лизинг б/у оборудование?

Нет, по программе льготного лизинга финансируется исключительно новое оборудование, не бывшее в употреблении и не вводившееся в эксплуатацию.

Кто может быть поставщиком предмета лизинга по программе?

  • Изготовитель / производитель: декларация о соответствии или сертификат соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного Союза (статус документа подтверждается на сайте Росаккредитации) / сертификат соответствия требованиям директив Европейского союза в сфере безопасности оборудования / сертификат соответствия системе добровольной сертификации (из перечня действующих СДС в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарта) / заключение Минпромторга РФ (статус документа подтверждается на сайте Минпромторга) / декларация (сертификат) соответствия страны изготовителя; таможенная декларация (декларация на товары), регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
  • Дилер, дистрибьютор: сертификат официального представителя завода-изготовителя (производителя) / официальное письмо от завода-изготовителя (производителя) / договор, заключенный с заводом-изготовителем (производителем) / иной официальный документ, подтверждающий право поставщика на реализацию продукции, производимой заводом-изготовителем.

Что такое удорожание и чем ставка удорожания отличается от процентной ставки?

Удорожание лизинга – показатель переплаты по договору лизинга.

Формула подсчета удорожания лизинга проста и выглядит так:
А = ((В-С)/С) * 100%, где А – показатель удорожания, В – сумма всех лизинговых платежей по графику (включая аванс) и С – цена предмета лизинга.

Годовое удорожание вычисляется делением показателя удорожания на срок лизинга в годах.

Пример:
Цена оборудования – 6 млн рублей. Лизинговая компания посчитала график, где сумма всех лизинговых платежей составила 6,9 млн рублей со сроком лизинга 5 лет.

Удорожание составит: (6,9 – 6) / 6 * 100% = 15% на весь срок лизинга.

С учетом того, что сделка рассчитана на 5 лет, мы делим 15% на 5 и получаем годовое удорожание 3%.

Процентная ставка в лизинге – это стоимость использования клиентом лизингового финансирования. Например, при лизинге российского оборудования по нашей программе с процентной ставкой 6% годовых, с авансом 15% на 5 лет годовое удорожание составит 3,18%.

Какова минимальная и максимальная ставка удорожания по программам льготного лизинга? Какой будет переплата по программе льготного лизинга в сравнении с другими лизинговыми компаниями на рынке?

Ставка удорожания по программе «Приоритет+» составляет от 1,94% до 4,61% в год, что обеспечивает в среднем переплату в 2-3 раза меньше по сравнению с условиями рыночных лизинговых компаний.

Что такое РГО и как РГО может улучшить условия лизинга?

РГО – это региональная гарантийная организация, которая предоставляет поручительство по кредитам и лизингу. Если такое поручительство позволяет получать кредит без залога имущества, то при лизинге – от клиента не требуется первоначальный взнос (аванс). Первоочередно клиент получает одобрение сделки в лизинговой компании, затем подает заявку на получение поручительства в РГО.

Какое обеспечение требуется по лизинговой сделке?

Поручительство физических лиц, которые являются учредителями, или участниками, или акционерами Лизингополучателя и совокупно владеют 51% и более доли или акций Лизингополучателя. Также поручительство предоставляется физическими лицами, указанными в Сведениях о бенефициарном владельце, которые прямо или косвенно (через третьих лиц) совокупно владеют 51% и более доли или акций Лизингополучателя.

В зависимости от структуры сделки возможно привлечение дополнительного обеспечения.

Какой средний срок рассмотрения заявки на лизинг? Можно ли получить лизинг за 1-3 дня?

Срок рассмотрения заявки службами лизинговой компании составляет в среднем 10 рабочих дней с даты предоставления документов участниками сделки (клиент, продавец и возможные поручители). Срок выхода на сделку и подписание договоров – 14-19 рабочих дней на стороне лизинговой компании.

Сократить срок рассмотрения заявки до 1-3 дней не представляется возможным в связи с тем, что оборудование зачастую является сложной технологической линией или узкоспециализированным станком. Требуется оценка не только клиента, но и самого оборудования с учетом целей проекта.

Может ли лизинговая компания оказать содействие в организации дополнительных услуг при покупке оборудования у продавца-нерезидента?

Да, лизинг является комплексной услугой. Помимо покупки самого оборудования, лизинговая компания готова профинансировать дополнительные услуги (доставка, страхование груза, таможенная очистка, разгрузка, пусконаладка и прочее).

Можно ли рефинансировать по программе льготного лизинга задолженность по договору лизинга?

Нет, так как по программе льготного лизинга финансируется только новое, не бывшее в эксплуатации оборудование.

Источник https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=615

Источник https://frprf.ru/zaymy/lizing/

Источник https://xn--l1agf.xn--p1ai/services/leasing/promo/