Содержание

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение

Зоя Советкина

За 1-е полугодие 2020-го объем нового бизнеса составил 570 млрд рублей, что на 22 % меньше аналогичного периода прошлого года. Наибольшее сокращение показал сегмент лизинга недвижимости (-95 %), что обусловлено высокой базой прошлого года из-за крупнейшей сделки в сегменте недвижимости. Снижение объемов нового бизнеса в таких крупных корпоративных сегментах, как ж/д- и авиатехника, продолжается с середины 2019 года. Вместе с тем введенные карантинные ограничения и падение спроса на услуги перевозчиков вследствие пандемии усугубили положение и привели к еще более глубокой рецессии в данных сегментах на 35 и 45 % соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лизинг морских и речных судов, также относящийся к отраслям, наиболее пострадавшим от пандемии, показал сокращение на 67 %. Большего сжатия рынку позволили избежать розничные сегменты, часть которых показала даже положительную динамику на фоне спада экономики (сокращение ВВП РФ, согласно данным Росстата, составило 3,6 % по итогам 1-го полугодия 2020 года). Так, сегмент лизинга сельскохозяйственной техники и скота в стоимостном выражении в первой половине года вырос на 57 %, лизинг строительной и дорожно-строительной техники увеличился на 27 % к аналогичному периоду прошлого года. Автолизинг на фоне падения автопродаж (рынок новых грузовых авто просел на 12 % к 1-му полугодию 2019 года 1 , продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей снизились на 23,3 % 2 ) в свою очередь показал околонулевые темпы прироста.

График 1. Отрицательные темпы роста рынка лизинга в 1-м полугодии 2020 года обусловлены динамикой крупных корпоративных сегментов

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

Объем лизингового портфеля с начала 2020 года показал снижение всего на 2 % и составил 4,8 трлн рублей. Более сильного сокращения портфеля удалось избежать за счет переоценки валютных договоров вследствие девальвации рубля (около 13 % за 1-е полугодие 2020 года), а также удлинения сроков действующих договоров из-за проводимых реструктуризаций. «Мы получили много обращений, которые успешно приняли и предоставили различные формы отсрочки платежей добросовестным нуждающимся в поддержке лизингополучателям из наиболее пострадавших отраслей, – говорит Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан». – Самым популярным вариантом стал комбинированный (кредитные каникулы плюс пролонгация), его использовали в 50 % случаев реструктуризации». По данным анкетирования, у 29 % опрошенных ЛК уровень одобренных заявок на реструктуризацию составил порядка 80–100 % (см. график 2). «ГТЛК удовлетворила практически все заявки на реструктуризацию, которые были связаны с реально возникшими у клиентов трудностями вследствие пандемии коронавируса, – отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК по работе с клиентами. В основном это касается авиации, водного транспорта и пассажирского автотранспорта». При этом авиакомпаниям, сильно пострадавшим от пандемии, платежи по договорам перенесены на сроки вплоть до следующего года. Так, авиакомпания «Аэрофлот» договорилась с компанией «ВТБ Лизинг» о переносе графика платежей 20 % своего авиапарка на июль 2021 года. Данные реструктуризации позволили смягчить негативный эффект от пандемии на бизнес ЛП, однако при слабом восстановлении экономики состояние подобных клиентов только усилит давление на качество активов лизинговых компаний. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем чистых инвестиций в лизинг (Net Investment Lease – далее NIL 3 ) в России по итогам 2019-го замедлил темпы роста до 10 % против 32 % годом ранее и составил около 1,93 трлн рублей. Концентрация на топ-20 лизинговых компаний за 2019 год снизилась с 84 до 77 %, что связано с сокращением объема NIL крупных игроков в ж/д- и авиасегментах.

График 2. Реструктуризация 4 лизинговых договоров удержала портфель от большего сокращения

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели1-е пол. 2017 г.2017 г.1-е пол. 2018 г.2018 г.1-е пол. 2019 г.2019 г.1-е пол. 2020 г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей4271 0956451 3107301 500570
Темпы прироста (период к периоду), %55,347,651,119,613,214,5-22,0
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей6411 6201 0482 1001 1742 550845
Темпы прироста (период к периоду), %56,340,963,529,612,021,4-28,0
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, %7166н. д.74726643
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей4908705051 050511910525
Объем профинансированных средств, млрд рублей3859505901 3006211 250588
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей3 2403 4503 9004 3004 5004 9004 800
ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд рублей41 78292 08247 62103 62747 593109 36244 547
Доля лизинга в ВВП, %11,21,31,31,51,41,3

Автолизинг и МСБ

Доля автосегмента на рынке лизинга выросла в 1-м полугодии 2020-го до 43 % против 34 % годом ранее, однако в стоимостном выражении объем сегмента не изменился, показав околонулевые темпы роста. Объем нового бизнеса грузовых автомобилей, занимающих порядка 56 % объема автолизинга, вырос к 1-му полугодию прошлого года на 3 %. Рынок лизинга легковых автомобилей просел на 4 %. Давление на автолизинг в период пандемии оказали снижение спроса на услуги такси и приостановление работы каршеринга, являющимися основными драйверами рынка в прошлом году. Большего сокращения автосегменту удалось избежать за счет роста лизинговых продаж в преддверии карантинного режима, а также реализации значительного отложенного спроса в июне в рамках поэтапного снятия ограничений, введенных из-за пандемии коронавируса. Кроме того, госпрограмма по льготному автолизингу и расширение числа автомобилей, участвующих в ней, а также дальнейшее снижение ключевой ставки (ключевая ставка Банка России снизилась на 2 п. п., до 4,25 %) дополнительно стимулировали клиентов брать автомобили в лизинг. В результате из топ-20 компаний по новому бизнесу в сегменте автолизинга увеличение объемов показали 13 игроков. Сегмент МСБ, инвестиционная активность которого во многом определяет динамику автолизинга, снизился в абсолютном значении на 8 %. При этом доля сегмента МСБ достигла 58 % на фоне значительного падения объемов крупного бизнеса (-37 %). Наименьшую долю (менее 1 %) на рынке по-прежнему занимает лизинг для ФЛ, поддержку которому оказывает запущенная Минпромторгом в конце II квартала 2020 года программа по развитию льготного оперлизинга для физических лиц «Доступная аренда», субсидирующая до 25 % расходов компании на приобретение автотехники отечественного производства.

График 3. Значительное сокращение крупного бизнеса позволило сегменту МСБ нарастить долю до 58 % в объеме НБ

Удар коронавируса

В рамках анкетирования ЛК респондентам предлагалось распределить по степени значимости проблемы (от 1 до 5, где 1 – наименее острая проблема, а 5 – наиболее острая проблема), с которыми им пришлось столкнуться в первой половине текущего года. Наиболее острой проблемой (со средним баллом 3,3) стало снижение спроса со стороны клиентов, заморозивших планы по обновлению основных средств вследствие экономического спада в условиях введения карантина. «Например, строительная отрасль лишилась рабочей силы из ближнего зарубежья, из-за закрытия границ замороженными оказались поставки зарубежного оборудования и техники, экспорт сырья и готовой продукции за рубеж был приостановлен, – комментирует Елена Ланцова, директор компании «РАФТ ЛИЗИНГ». При этом подавляющее большинство опрошенных лизингодателей (70 % респондентов) не увеличили долю отказов по входящим заявкам от клиентов, несмотря на ухудшение финансового состояния потенциальных лизингополучателей. «Действительно риски для лизинговых компаний на рынке выросли, – отмечает Сергей Савинов, генеральный директор компании «Интерлизинг». – Но, понимая потребность клиентов в финансировании, мы скорректировали условия таким образом, чтобы компенсировать риски, при этом не увеличивая процент отказов. В первую очередь это коснулось уровней минимальных авансов».

Вторым негативным фактором (со средним баллом 2,7), оказавшим давление на деятельность лизинговых компаний, стали ограничения в работе поставщиков предметов лизинга, в частности, автодилеров. Рост просроченной задолженности со стороны лизингополучателей оказался третьей по значимости проблемой, с которой столкнулись ЛК (средний балл 2,6). В качестве наименее значимой проблемы (почти минимальный средний балл 1,2), сказавшейся на деятельности компаний в период введенных ограничений, респонденты выделили невозможность работы компании в дистанционном режиме. Стремление все большего количества компаний к развитию дистанционного формата работы обусловлено общей тенденцией по цифровизации финансовых услуг, в том числе внедрением системы электронного документооборота, позволяющей ускорить процесс заключения сделки. На сегодняшний день ЛК еще довольно сильно отстают от уровня дистанционных услуг, предоставляемых банками, поэтому реализация полного онлайн-сопровождения сделки с ЭЦП станет серьезным конкурентным преимуществом на лизинговом рынке.

Таблица 2. Отсутствие снижения спроса со стороны клиентов и ограничения в деятельности поставщиков стали ключевыми проблемами в 1-м полугодии 2020 года (указаны в порядке убывания значимости)

МестоНегативный факторСредний балл
1Снижение спроса со стороны клиентов3,3
2Ограничения в работе поставщиков предметов лизинга2,7
3Рост просроченной задолженности2,6
4Сокращение объема финансирования ЛК2,3
5Девальвация рубля1,7
6Отсутствие возможности дистанционной работы1,2

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

Введенный карантин в 1-м полугодии 2020 года не привел к значительному росту доли интернет-заявок, которые составили всего 3 % в структуре продаж. Подавляющее большинство сделок ЛК по-прежнему заключается с помощью прямых продаж, однако их доля с конца 2013 года заметно сократилась (с 95 до 64 % по итогам 1-го полугодия 2020 года), что обусловлено закрытием офисов ЛК в период пандемии. Вторым по популярности каналом продаж являются продажи в офисах банков, доля которых резко выросла с конца 2013 года с 1 до 17 % по итогам 1-го полугодия 2020 года, но еще не достигла уровня 2018-го (22 %), что позволило ЛК, находящимся в банковской группе, реализовывать большую часть продаж через офисы кредитных организаций. Доля продаж через поставщиков оборудования также показала значительный рост (с 3 % на конец 2013-го до 10 % по итогам 1-го полугодия 2020 года). Остальные каналы продаж (такие, как продажа через агентов, интернет-заявки) также выросли на фоне снижения прямых продаж, однако их доли по-прежнему невелики.

Прогноз

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» сохранило два варианта развития рынка лизинга к концу 2020 года – умеренно-негативный и кризисный. На текущий момент наиболее вероятным предполагается умеренно-негативный сценарий, согласно которому среднегодовая стоимость нефти марки Brent составит 40–45 долларов за баррель при уровне инфляции по итогам года не более 5 % на конец 2020-го. В соответствии с умеренно-негативным прогнозом к концу 2020 года ж/д-сегмент сократится на 40 % вследствие роста профицита подвижного состава, обусловленного падением погрузки угля (около минус 10 % к 1-му полугодию 2019 года) и нефтепродуктов (минус 7 % к 1-му полугодию 2019 года), а также перевозок из Китая на фоне эпидемии коронавируса.

Сегментом, наиболее сильно пострадавшим от введенных вследствие коронавируса ограничений, оказался авиализинг. Значительное снижение пассажиропотока и, как следствие, выручки приведет к росту убытков авиакомпаний (за 1-е полугодие 2020 года убытки российских авиакомпаний составили порядка 150 млрд рублей) и замораживанию их планов по наращиванию и обновлению воздушного парка. Частичное восстановление пассажиропотока в начале 2-го полугодия 2020 года, а также перепрофилирование пассажирского флота под грузовой окажет незначительную поддержку сегменту, ввиду этого сокращение авиализинга составит порядка 25 %.

Автолизинг также покажет отрицательные значения по итогам 2020 года на фоне неутешительной динамики автопродаж. По данным АЕБ, в 1-м полугодии 2020-го продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей снизились на 23,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эффект отложенного спроса, государственные субсидии в рамках программ Минпромторга, а также удорожание стоимости среднего авто на фоне девальвации окажут поддержку, что не позволит автолизингу показать падение ниже -10 %, а при отсутствии второй волны заморозки экономики на фоне вируса сегмент будет способен показать небольшой плюс.

Прочие сегменты совокупно, по нашим оценкам, покажут отрицательные темпы прироста (-11 % против +69 % в 2019 году) из-за высокой базы в сегментах недвижимости, а также морских и речных судов. Остальные сегменты, такие как сельское хозяйство, строительные работы, продемонстрируют рост по итогам 2020 года. Значительную поддержку лизингу сельского хозяйства оказывают антикризисные программы по поддержке аграриев в период пандемии. Рост сегмента лизинга строительного и дорожно-строительного оборудования обусловлен активной закупкой новой техники компаниями, занятыми в сфере добычи золота, в связи с падением курса рубля, а также резкого роста цены на золото (более чем в 1,5 раза за полугодие).

В результате объем нового бизнеса по итогам 2020 года сократится на 10 % и не превысит 1,4 трлн рублей. При этом меньшие темпы сокращения возможны только за счет крупных сделок, динамика которых не будет отражать реального состояния всего рынка. Более глубокое падение рынка (около 20 % до объемов в 1,2 трлн рублей) возможно в случае ухудшения эпидемиологической ситуации, значительного обесценения национальной валюты и падения среднегодовой цены на нефть марки Brent ниже 35 долларов за баррель.

График 5. По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем НБ по итогам 2020 года не превысит 1,4 трлн рублей

Методология

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями – участниками проекта.

В исследовании по итогам 1-го полугодия 2020 года приняли участие 112 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых, по нашим подсчетам, составляет около 91 % всего лизингового рынка (участие в исследовании по итогам 1-го полугодия 2019-го приняли 106 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых составил около 95 % всего рынка). По оценке агентства, в исследовании не приняли участие компании, на которых в совокупности приходится около 9 % 5 лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны. Мы хотим обратить внимание на то, что основные термины, используемые в обзоре, трактуем следующим образом.

Новый бизнес – это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).

Сумма новых договоров лизинга – это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.

При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы – должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Читать статью  Investment Banking

Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предшествующих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приводятся с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей за несколько временных промежутков, что демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Сокращения, используемые в исследовании:

  • НБ – новый бизнес;
  • ЛК – лизинговые компании;
  • ЛП – лизингополучатели.

Приложение 1. Объем и динамика рынка

Таблица 1. Структура рынка по предметам лизинга

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1-е пол. 2020 г., %Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1-е пол. 2019 г., %Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, %Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2020, %
Грузовой автотранспорт24,418,53,011,0
Легковые автомобили19,015,4-3,77,5
Железнодорожная техника16,619,5-33,534,0
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах12,27,527,04,8
Авиационный транспорт4,66,4-43,917,1
Суда (морские и речные)4,29,9-66,910,5
Сельскохозяйственная техника и скот3,91,960,32,0
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки3,02,111,52,6
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование2,41,617,11,4
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры1,40,836,60,6
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары1,31,3-21,90,7
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов0,80,456,20,4
Недвижимость (здания и сооружения)0,610,7-95,64,5
Энергетическое оборудование0,50,4-2,40,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование0,50,330,10,2
Оборудование для ЖКХ0,30,217,10,1
Полиграфическое оборудование0,20,156,20,2
Прочее имущество4,13,06,72,1

Таблица 2. Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 1-м полугодии 2020 года

Наименование ЛККоличество новых заключенных договоров за 1-е пол. 2020 г., шт.Количество новых заключенных договоров за 1-е пол. 2019 г., шт.
1«ЛК «Европлан»17 72017 688
2«РЕСО-Лизинг»11 29310 935
3«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)11 1829 360
4«ВТБ Лизинг»11 12013 848
5«Балтийский лизинг» (ГК)9 4069 147
6«Газпромбанк Лизинг» (ГК)6 6625 003
7«Фольксваген Груп Финанц»3 3805 959
8«Сименс Финанс»2 6532 247
9«Элемент Лизинг»2 6183 842
10«КОНТРОЛ лизинг»2 1963 810
11«Интерлизинг»1 8331 022
12«Ураллизинг» (ГК)1 7461 606
13«СТОУН-XXI» (ГК)1 6192 010
14 «Росагролизинг»1 615985
15«Мэйджор Лизинг»1 6132 825
16«Эксперт-Лизинг»1 4701 165
17«Восток-Лизинг»948699
18«Совкомбанк Лизинг»947948
19«УралБизнесЛизинг»894800
20Универсальная лизинговая компания458432
Всего по рынкуНе менее 110 тыс.Не менее 113 тыс.

Таблица 3. Рэнкинг лизингодателей в соответствии с МСФО за 2019 год

МестоНаименование компанииЧистые инвестиции в лизинг (net investment in finance leases (long term + short term)), млн р.Выручка от лизинга (finance leases income), млн р.Собственный капитал (total equity/total shareholders equity), млн р.Место по капиталуИтого активы (total assets), млн р.
2019 г.2018 г.
12«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)270 65936 38011 6456418 536
23Государственная транспортная лизинговая компания246 50726 696103 0281770 045
35«Альфа Лизинг» (ГК)92 1057 29313 944499 198
46«ЛК «Европлан»71 56316 22913 931579 421
59«РЕСО-Лизинг»44 6139 22211 307753 953
68«Балтийский лизинг» (ГК)41 3117 1758 499846 799
77«Росагролизинг»38 4322 18950 692252 911
8«ЮниКредит Лизинг»31 393н. д.н. д.н. д.
9«Трансфин-М»17 68110 62439 3593119 546
1012«Дойче Лизинг Восток»14 0581 1502 322915 626
1113«Элемент Лизинг»13 0772 9922289,81015131,5
1214«Интерлизинг»11 4912 298н.д.16 700
1316«Совкомбанк Лизинг»5 8741 4141 353136 226
1417«Комацу БОТ»5 7577951 344146 304
1519«Альянс-Лизинг»2 7756801 223153 289
1620«Лизинг-Трейд»2 537515723163 652
17«ПСБ Лизинг»2 013128453172 648
18«ПР-Лизинг»1 664311191202 070
19Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан1 592432 065122 207
2023«КВАЗАР лизинг»96562173221 102
2122«Столичный Лизинг»836341307191042
22«СГБ-Лизинг»769537,9130,821972
2326Региональная лизинговая компания Ярославской области704242074112 231
24«Бизнес Кар Лизинг»685,7107,339818952

Приложение 2. Интервью

Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК по работе с клиентами – директор департамента по работе с клиентами ПАО «ГТЛК»

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение Поделиться Facebook -> Twitter -> Youtube -> Telegram -> VK Youtube -> Telegram ->

— Владимир Павлович, оцените влияние пандемии коронавируса на бизнес ГТЛК. Чем текущий кризис, по вашему мнению, отличается от предыдущих? Какие уроки будут извлечены отраслью?

— Предыдущие кризисы оказывали влияние на одну или несколько отраслей, при этом другие функционировали в прежнем режиме. В 2020 году концептуально поменялось представление бизнеса о процессе принятия решений. Стало очевидно, какие операционные форматы и подходы к работе сегодня наиболее востребованы, релевантны и эффективны. Проведение переговоров и совещаний посредством видеоконференций стало новым стандартом. Нет необходимости все время проводить в офисе, можно работать распределенно, в формате «блокчейн». Считаю, что это большой плюс для всего бизнеса.

За прошедшие несколько месяцев ГТЛК приобрела неоценимый опыт дистанционной работы. Нам удалось оперативно перестроить процессы и коммуникации, в сжатые сроки настроить бизнес, что позволило сгладить последствия пандемии. Также мы пересмотрели и оптимизировали отдельные моменты, стали более внимательно относиться к финансам, окрепли в операционном плане. Нас не пугает гипотетическая вторая волна пандемии, поскольку мы понимаем, как работать в таких условиях.

Наша компания занимается большими и долговременными инвестиционными проектами, поэтому пандемия не так сильно повлияла на нас, как на малый и средний бизнес, где остановилось практически все. Небольшой спад в бизнесе, связанный с коронавирусом, у нас был, особенно в сегменте воздушного транспорта, но ничего экстраординарного.

— Как изменился процент отклоненных заявок на лизинг в 1-м полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

— В ГТЛК данный показатель никак не изменился, остался примерно на прежнем уровне. Скорее всего, это связано с некоторым уменьшением объема заявок на лизинг (по небольшим сделкам). В то же время реализация крупных инвестиционных проектов проходит по плану, здесь ничего не поменялось.

— Как ГТЛК реагировала на заявки по реструктуризации платежей в 1-м полугодии 2020 года?

— ГТЛК удовлетворила практически все заявки на реструктуризацию, которые были связаны с реально возникшими у клиентов трудностями вследствие пандемии коронавируса. В основном это касается авиации, водного транспорта и пассажирского автотранспорта. Мы идем навстречу клиентам с хорошим трэк-рекордом, которые испытывают проблемы в бизнесе и могут это убедительно обосновать. По всем остальным сегментам лизингового рынка глобального падения не наблюдалось. С компаниями, которые хотели просто получить больше прибыли под удобным предлогом, мы превентивно объяснялись, проводили переговоры, убеждали. В результате заявок на реструктуризацию они не подавали, понимая бесперспективность затеи.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2-м полугодии 2020 года? Какие сегменты лизингового рынка покажут восстановление после 1-го полугодия 2020 года, а какие с высокой вероятностью завершат год сильным сокращением?

— В I квартале 2020 года участники рынка остерегались проводить агрессивную инвестиционную политику, многие заняли выжидательную позицию. Если удастся избежать второй волны пандемии осенью, то конец года будет достаточно активным на рынке лизинга. Мы ожидаем, что в IV квартале 2020 года лизинговый рынок должен пойти вверх, поскольку существует достаточно большой отложенный спрос.

Под наибольшим давлением оказался сегмент воздушного транспорта, авиации понадобится больше времени, чтобы вернуться к инвестиционным планам. Сегменты пассажирского автотранспорта и коммунальной техники начнут постепенно восстанавливаться, что будет обусловлено проведением всех ранее отложенных конкурсов. Строительство дорог ведется в прежнем объеме, финансирование осталось на привычном уровне. Был небольшой спад в сегменте железнодорожного транспорта, но сейчас происходит восстановление рынка. Здесь мы ожидаем отскок, скорее, в 2021 году.

Считаем, что сегмент водного транспорта восстановится быстрее остальных и потом пойдет вверх. При этом водный транспорт еще какое-то время будет ощущать последствия пандемии из-за накопившихся долгов за 3–4 месяца простоя.

Водный транспорт условно можно разделить на две части – жидкие грузы/нефтепродукты и сухие грузы/зерно. На нефтянку повлияла, скорее, не пандемия, а общая ситуация на рынке нефти. В случае восстановления рынка нефти станут расти и грузоперевозки. В отношении сухих грузов многое будет зависеть от урожая зерна. Будет хороший урожай, сильная экспортная составляющая, начнут наращиваться и обороты.

— Как сильно, по вашим ожиданиям, в этом году сократятся ж/д- и авиасегменты? Как долго спрос будет на себе ощущать влияние пандемии? Стоит ли ожидать реализации отложенного спроса в 2021 году?

— Авиасегмент сократился очень сильно. Ничего, кроме реструктуризации лизинговых контрактов, в авиации сейчас не происходит. И это нормально в нынешних обстоятельствах, аналогичная ситуация во всем мире. Возможно, к концу года начнется приобретение авиатехники.

В сегменте железнодорожного транспорта наблюдается небольшое пресыщение рынка. Лизинговые ставки несколько упали, снизились доходы. В целом для ж/д-сегмента характерны цикличные волнообразные движения, которые происходят каждые 3–5 лет. Считаем, что сейчас он вышел на плато и больше сокращаться не будет. Обращает на себя внимание то, что отдельные сегменты в ж/д даже показывают роста товарооборота по сравнению с прошлым годом. При этом объем заказов новых вагонов во многом будет зависеть от графика списания подвижного состава, находящегося сейчас в эксплуатации.

Александр Михайлов, генеральный директор лизинговой компании «Европлан»

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение Поделиться Facebook -> Twitter -> Youtube -> Telegram -> VK Youtube -> Telegram ->

— Как активно происходит восстановление спроса со стороны клиентов после постепенного снятия карантинных мер? Каковы ваши ожидания на вторую половину текущего года?

— Спрос на лизинг автомобилей стал восстанавливаться в начале июня, когда вновь открылись дилерские центры и были сняты многие ограничения. Причем в нашей компании рост продаж оказался даже выше, чем мы ожидали. В июне–июле «Европлан» вышел на докризисные объемы оформления лизинговых сделок. При этом очевидно, что большую роль в этом стремительном восстановлении сыграл отложенный спрос: были куплены те автомобили, которые клиентам не удалось приобрести в апреле и мае. Начался сезон аграрных работ, строительства, что также способствовало приобретению техники. Делать прогнозы не будем, ситуация продолжает во многом оставаться неопределенной. О росте говорить не приходится, в лучшем случае сохранится стабильность.

— Какова доля реструктуризаций, проведенных в 1-м полугодии 2020 года, в портфеле компании на текущий момент? Каковы ваши ожидания относительно качества лизингового портфеля компании по итогам 2020 года?

— Мы получили много обращений, которые успешно приняли и предоставили различные формы отсрочки платежей добросовестным нуждающимся в поддержке лизингополучателям из наиболее пострадавших отраслей. В большинстве случаев запрос делался с целью попробовать, и клиенты продолжали вносить платежи по графику, используя предметы лизинга. Мы реализовали различные варианты снижения лизинговых платежей, с каждым клиентом работали индивидуально. Самым популярным вариантом стал комбинированный: кредитные каникулы + пролонгация – его использовали в 50 % случаев реструктуризации.

Важно отметить, что мы невольно стали экономическим буфером для наших лизингополучателей, так как самому «Европлану» банки-кредиторы не предоставили ни рубля отсрочки платежей по кредитам ни на один день. В период апрель–июль включительно 2020 года АО «ЛК «Европлан» выплатило 11,69 млрд рублей основной суммы долга и процентов по кредитам банков и по облигациям.

Формирование качественного портфеля – основополагающий принцип работы нашей компании, и мы продолжаем ему следовать сейчас. Нет сомнений, что ситуация не сказалась на качестве портфеля «Европлана» и ничего не изменится до конца года. Но, безусловно, мы всегда готовы предложить различные варианты пересмотра графика платежей нашим добросовестным клиентам, которые по независящим от себя обстоятельствам сталкиваются с трудностями.

— Как, на ваш взгляд, пандемия и кризис скажутся на объеме портфеля и чистой прибыли компании по итогам 2020 года?

— По итогам 1-го полугодия портфель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (94 млрд в 2019 году и 108 млрд в 2020-м). По итогам года, повторимся, мало кто ожидает роста лизинговых портфелей. Но мы очень постараемся купить как можно больше техники, так нужной российским компаниям и предпринимателям. Ситуация сегодня не благоволит прогнозам, очень многое будет зависеть от того, как пройдет осень: какой будет эпидемиологическая ситуация, насколько быстро будут восстанавливаться пострадавшие отрасли и т. д.

— Как вы оцениваете результаты дистанционного лизинга в период пандемии? Считаете ли вы, что пандемия даст дополнительный стимул к развитию онлайн-сервисов в лизинговой отрасли?

— Готовность компании к работе в новом для всех дистанционном режиме, возможность продолжать все операционные процессы вышли на передний план.

Компания «Европлан» перешла на дистанционный режим быстро и на 100 %, с учетом всех требований местных властей в регионах. Наша IT-инфраструктура была готова к такому, поскольку мы достаточно давно развивали этот подход. Очевидно, что независимо от эпидемиологической ситуации, наши лизингополучатели распробовали удобство поручать решение ряда вопросов, например регистрацию транспортного средства в ГИБДД, специалистам: не сидеть в очередях, не перепроверять документы в поисках ошибок, а просто получить от лизинговой компании уже готовый пакет документов. У нас постоянно появляются новые автоуслуги, и их можно получить дистанционно.

Лизинговая сфера сильнее привязана к физическим активам, поэтому по сравнению с банковскими денежными сервисами в лизинге переход на онлайн во многих компаниях только начался. А нам в «Европлане» приятно знакомить наших клиентов из малого и микробизнеса, часто консервативных, с уже хорошо работающими и удобными процессами электронного документооборота или нашего суперфункционального онлайн-кабинета. «Европлан» будет и дальше развивать такой подход, помогать нашим клиентам, предлагать новые услуги.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться автолизинг в 2-м полугодии 2020 года?

— Выходят новые игроки, конкуренция в сегменте и борьба за клиентов усиливается. И это при падающих (ожидается минус 30 % по итогам 2020 года) общих продажах новых автомобилей. Большее значение, чем обычно, приобретут качество лизингового портфеля и устойчивости клиентов лизинговой компании, их добросовестность. Все это проверит те лизинговые компании, которые занимаются автолизингом серьезно и надолго.

— Как вы оцениваете перспективы развития маркетплейса лизинговых продуктов и услуг в России?

— Попытки развивать подобные площадки реализуются уже несколько лет. При этом крупные лизинговые компании прикладывают усилия для развития собственных сервисов. «Европлан» развивает свой интегрированный каталог автомобилей и техники, где сейчас около 40 тыс. наименований новых и подержанных транспортных средств.

— Видите ли вы перспективы развития операционного лизинга автомобилей по мере дальнейшего снижения ключевой ставки, а также реализации госпрограммы льготного лизинга автомобилей «Доступная аренда»?

— Ключевая ставка уже снижена до рекордного уровня, что должно повысить доступность и проникновение финансовых услуг для населения. Программа «Доступная аренда» появилась своевременно, и есть основания полагать, что продажа больше 10 тыс. новых автомобилей будет стимулирована этой программой. Кроме того, программа поможет привлечь внимание к инструментам аренды автомобиля. Сделает вклад в изменение сегодняшнего стереотипа о том, что лизинг предназначен только для юридических лиц. Лизинг – это очень гибкий инструмент, его возможности огромны. Но широкая аудитория, которая могла бы использовать эти возможности, о них пока не знает.

Елена Ланцова, директор лизинговой компании «РАФТ ЛИЗИНГ»

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение Поделиться Facebook -> Twitter -> Youtube -> Telegram -> VK Youtube -> Telegram ->

— С какими основными трудностями пришлось столкнуться компании в период пандемии в 1-м полугодии 2020 года?

Читать статью  Открыть расчетный счет в ПАО Банке Санкт-Петербург для ИП и ООО: тарифы на РКО и отзывы

— Многие крупные банки приостановили финансирование лизинговых сделок. Дефицит финансирования весьма ощутим до сих пор. Многие клиенты косвенно пострадали от экономических ограничений, связанных с пандемией, и это повлияло на спрос лизинга. Например, строительная отрасль лишилась рабочей силы из ближнего зарубежья, из-за закрытия границ заморожены оказались поставки зарубежного оборудования и техники, экспорт сырья и готовой продукции за рубеж был приостановлен. Из-за таких форс-мажоров многие компании были вынуждены приостановить инвестиционные планы по обновлению основных средств.

— Какие инструменты по снижению нагрузки на бизнес наиболее востребованы лизингополучателями компании (реструктуризации, предоставление лизинговых каникул и т. д.)?

— Мы аккуратно подходим к изменениям условий договора. Рассматриваем индивидуально. Как правило, предоставляем реструктуризацию без увеличения срока лизинга, даем лизинговые каникулы на 2–3 месяца.

— Каковы ваши ожидания относительно качества лизингового портфеля (доля просроченной задолженности) компании к концу 2020 года?

— На сегодняшний момент мы удерживаем просрочку лизинговых платежей на уровне 1,5 %. Постараемся ее удержать в таком объеме до конца года.

— Как, на ваш взгляд, пандемия и кризис скажутся на объеме портфеля и чистой прибыли вашей компании по итогам 2020 года?

— По объему нового бизнеса прироста в 1-м полугодии 2020 года мы не наблюдаем. Нам удалось повторить результаты аналогичного периода прошлого года. При этом маржинальность по сделкам снизилась весьма существенно. Из-за падения спроса конкуренция на рынке лизинга стала еще более жесткой. Что же касается лизингового портфеля, стараемся удерживать его на уровне конца 2019 года.

— Какие продукты и услуги лизинговых компаний, по вашему мнению, будут востребованы у клиентов в 2020–2021 годах?

— Наблюдаем невероятно высокий спрос на возвратный лизинг. Клиенты любой ценой готовы заменить отсутствие банковского финансирования. Ожидаем, что условия лизинга будут стремиться к снижению аванса до 5–10 %, увеличению срока лизинга до 5–7 лет. Есть запрос на сезонность лизинговых платежей.

— Какие сегменты способны показать восстановление после первой половины 2020 года, а какие, напротив, с высокой вероятностью завершат год сильным сокращением?

— Менее пострадавшие от экономических ограничений, связанных с пандемией, отрасли демонстрируют неплохой рост. Это сельское хозяйство, ЖКХ, дорожное строительство, медицина, золотодобывающая промышленность. Лесная и угледобывающая отрасли чуть медленнее восстанавливаются. То же можно сказать и про грузоперевозки. Сильное сокращение демонстрируют авиация, туризм и т. д. – все, что напрямую пострадало от ситуации с пандемией. Но в нашем портфеле доля этих отраслей совсем небольшая.

— Рассматривает ли компания для себя выход на рынок облигаций в 2-м полугодии 2020 года?

— В текущих экономических условиях среднерыночная ставка на фондовом рынке не интересна ООО «РАФТ ЛИЗИНГ». Мы не исключаем для себя возможности выхода на рынок облигаций, но в 2020 году такого шага не рассматриваем.

Приложение 3. Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 1-го полугодия 2020 года*

Проведите по таблице

Место по новому бизнесу (стоимости имущества)Наименование компанииИННРейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 08.09.20Объем нового бизнеса за 1пг2020, млн руб.в т. ч. оперативный лизинг / аренда, млн руб.Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 1пг2020, млн руб.Текущий портфель, млн руб.Место по портфелю на 01.07.20Объем полученных лизинговых платежей за 1пг2020, млн руб.Место по полученным платежам на 01.07.20
01.07.202001.07.201901.07.202001.07.2019
11«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)770700958663 20942101 133804 463767 681273 9331
22Государственная транспортная лизинговая компания772026182757 68132 40879 3771 136 4341 007 154130 8055
33«ВТБ Лизинг»7709378229ruAA-50 64781 049585 916566 137371 9012
45«ЛК «Европлан»970510161441 904н.д.108 28594 2597н.д.
56«Газпромбанк Лизинг» (ГК)*772829450332 61848 875254 590227 669437 7043
67«Альфа-Лизинг» (ГК)772816943929 71942 106149 252157 486635 9934
78«Балтийский лизинг» (ГК)7812022787ruA26 7651637 57269 34257 5621026 4106
810«Сименс Финанс»253624712323 39929 49497 47761 4228н.д.
99«РЕСО-Лизинг»7709431786ruA+23 35834 32975 66757 885921 9057
1011«ЮниКредит Лизинг»7710446378ruAAA9 24412 70747 79143 8941312 0289
1112«Открытый Лизинг»77059061648 52013 91138 42919 376142 64527
1213«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК)16501305918 28912 40048 20135 531125 59815
1323«Росагролизинг»7704221591ruA8 26042210 99959 31348 213118 06111
1422Универсальная лизинговая компания27210846287 40310 63723 68818 480205 28617
1527«Интерлизинг»78021312197 35910 51121 88416 630215 87314
1621«Райффайзен-Лизинг»77022787475 9308 50028 42121 31118н.д.
1720«СТОУН-XXI» (ГК)77103298435 7028 58220 38718 675227 06313
1818«Фольксваген Груп Финанц»77023493705 4977 89130 91718 52116н.д.
1924«Эксперт-Лизинг»74531603655 3277 62417 71812 137274 77718
2025«Ураллизинг» (ГК)66590834015 2627 62914 68312 265325 49616
21«ДЛЛ Лизинг»77104431694 8436 98818 585н.д.25н.д.
2219«Элемент Лизинг»77065618754 4506 46615 99715 950297 65312
2336«Комацу БОТЛ Финанс СНГ»77046385794 3706 08311 1508 184352 37628
2426«Дойче Лизинг Восток»77072826104 0524 95918 38016 83226н.д.
2529«УралБизнесЛизинг»18350611713 6695 40814 04213 319333 60820
2631«Металлинвестлизинг»46330139033 6555 04914 83011 029313 45821
2734«Восток-Лизинг»16440317153 4694 9529 0426 968372 67725
2816«Мэйджор Лизинг»50240933633 4085715 13928 31127 8541910 53410
2930«Система Лизинг 24»77135454013 3973 9518 93211 397383 76819
3035«СОЛЛЕРС-ФИНАНС»77097804342 983164 3589 2838 617362 22929
3157«Северная Венеция» (ГК)78106365982 9554 34214 90311 680302 67326
32«ПСБ Лизинг»77225817592 4673 9717 781н.д.4051552
3328«РЕГИОН Лизинг»77306504452 3893 68135 18738 62515н.д.
3483«ИКС-Лизинг»78103501972 3573 6674 9392164536860
3543«КузбассФинансЛизинг»42210208381 993232 9466 3644 238421 45735
3637Сибирская лизинговая компания08141070171 9632 57711 96412 800342 86422
3741Лизинговая компания «Дельта»2463057784ruBBB-1 9112 7307 9678 647392 67924
3832«КОНТРОЛ лизинг»7805485840ruBB+1 8653 20820 23614 283232 75823
3933«ТаймЛизинг»25361674391 7112 5647 7457 51641н.д.
40«Техтранслизинг»77435341961 5022 1405 299н.д.441 49034
4139«ЧелИндЛизинг» (ГК)74531012321 3351 8895 7396 111432 14630
4242«Альянс-Лизинг»78254969851 1491 6664 2614 305461 56833
4340«ЗЕСТ» (ГК)78256728701 1201 84417 30515 526281 38736
4492«Промагролизинг-Центр»77176746701 0461 5642 6072 3155586443
4549«ПР-Лизинг» (ГК)»02781811101 0331 4842 9361 8065189942
4638«МАШПРОМЛИЗИНГ»77054569101 0201 68329 78124 690171 07739
47«АГКО ФИНАНС»77109553681 0171 4433 376н.д.49н.д.
4844«Лизинг-Трейд»16550966339681 5174 1833 619471 05841
4948«РАФТ ЛИЗИНГ»38057032737831 1392 8672 643531 07838
5059«Интеза Лизинг»77241399167521 0211 8131 9406868346
5146«ЯрКамп Лизинг»76060418017451 2214 0573 30748н.д.
5256«ЭКСПО-лизинг»77033631777301 0622 3881 7086254050
5350«Уралпромлизинг»74490411327231 0652 4432 0606072845
54«Инвест-лизинг»74471678776499952 412н.д.6161249
5571«ЛК «М7»59480405255809332 0361 177651 08337
5647«Техноспецсталь-Лизинг»78054332715288133 3303 1025080444
5754«Ак Барс Лизинг»16560256355277492 5203 713581 06340
5860Объединенная лизинговая компания50530177835146002 5532 4285764248
59«ФМФ»77099446115148081 435н.д.7528771
6058Региональная лизинговая компания Ярославской области7606117095ruA-4896471 5003507312690
61«Транслизинг»745309033347316681 265н.д.8065047
6275«ТЕХНО Лизинг»77236096474586451 1985258131665
63«СГБ-лизинг»35252785094566531 483н.д.7431566
6453Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан0275913140ruA-4127411 5786307019478
6565«АС Финанс»66721449103976101 8471 2426748654
6676«Опцион-ТМ»77275242403835662 4832 2565944255
67«Бизнес Кар Лизинг»502905921437295601 515н.д.7235661
6878«КВАЗАР лизинг»77235610963535601 0798698534262
6973«ОГЛК»5610225580342374791 5231 3287149253
7064«Столичный Лизинг»7701699414ruBB3405211 3971 6937743857
7117«Транслизинг-сервис»7707534602332332792 8965 006521 79032
7267«ГЕН ЛИЗИНГ»91020262833295271 0228738830168
7369«БелФин»31231809443194601 3111 1717833163
7485«Лизинг-Медицина»77331496782963718006049218879
75«ЭкономЛизинг»6455041925ruBB+289425930н.д.8928870
7661«СпецИнвестЛизинг»7730665201ruB-2614262 0492 1506438559
7766«МСБ-Лизинг»61642189522443721 1281 2088430767
78«Абсолют Лизинг»77294077812423912 806н.д.5453851
7952«Роделен»781337941224213971 9261 7826644256
8080Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан16550992712413691 1499828232664
8172«БЭЛТИ-ГРАНД»77281924132313561 0409038729369
8274«Инавтотрак Лизинг»784230636022632682995391н.д.
8370«Лизинговое агентство»61650977572202801 4351 2557618880
8487«ДиректЛизинг»77096730482193467305069315785
8579«Титан»38082356402063176576439619976
86«Реалист-лизинг»77057340991983111 055н.д.8616983
8789Независимая лизинговая компания77286271741802635973919816184
8882«Аквилон-Лизинг»5837026589ruBB-1792608917489020874
8963«ЛИКОНС»7702319584165272481 2651 9187920175
90104«Аспект»77105022621642482253211110100
9188«Инвест-Бизнес Лизинг»14352657341572685826279918781
92«ЛК Сеспель-Финанс»2130144159157226665н.д.9517282
9384«ЛК Пруссия» (ГК)»3918501969156249556631100н.д.
94«Аренза-Про»7703413614155209319н.д.10713988
9577«Пионер-Лизинг»2128702350154712841 1428068314287
96«НБД-Банк»5200000222145206518н.д.10121973
9797Пензенская лизинговая компания58366795781071583272541069693
98«Петербургснаб»7801182235105160446н.д.10412691
9955«ЛК Азия корпорейшн»77082715221011592 1992 4086339758
100«Центр-Лизинг»482605693590132515н.д.10211892
10191«ЮСТЭК-Лизинг»42380101939010542155710514486
10293Межрегиональная лизинговая компания18310736808713948143110313189
103«А-Лизинг»7814504715751292 556н.д.5619577
104Западно-Сибирская лизинговая компания72040379186595641н.д.9727272
10595«Проминвест»420501777163822662911088894
106«Дом Лизинга»74531462266289240н.д.1101299
10798«Байтек Лизинг»760421678159972522231095897
10894«Волгопромлизинг»6314022158374568874594н.д.
109«БАЛТОНЭКСИМ Лизинг СЗ»7813505804375419 824н.д.241 79431
11099«Энергоинвест»770157219033511361401126396
111105ЛК «ЛИАКОН»7708543279002023181127195
«Трансфин-М»7708797192ruBBB+н.д.н.д.204 858н.д.512 7288
106АКБ «ЦентроКредит»77070257251 7251 913695698
* Данные включают ЛК «Каркаде» (рейтинг ruA+ от «Эксперт РА»), вошедшую в группу ГПБ с 30 марта 2020 года.

1 По данным Russian Automotive Market Research.

2 По данным АЕБ.

3 В отличие от лизингового портфеля, представляющего собой лизинговые платежи к получению, показатель NIL рассчитывается в МСФО как приведенная стоимость будущих лизинговых платежей без учета НДС. Кроме того, сделки по операционной аренде не учитываются в NIL и отражаются в МСФО отдельно как активы, сдаваемые в операционную аренду.

4 В данном случае под реструктуризацией сделок подразумевается изменение условий лизингового договора (пересмотр графика платежей, ставок, предоставление каникул по лизинговым платежам, пролонгация сроков и т. п.) по причине того, что у клиента возникли трудности с выполнением обязательств перед лизингодателем, в том числе из-за COVID-19.

5 Компания «ВЭБ-лизинг» не предоставила данные для участия в исследовании, однако агентство полагает, что компания входила бы в топ-5 участников по объему НБ.

Условия использования и ограничение ответственности

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

Читать статью  Лизинг в банке ульяновска

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Кредит или лизинг — что выгоднее?

Кредит или лизинг - что выгоднее?

Если вам нужно купить транспорт, оборудование, недвижимость, а сразу заплатить не можете, у вас есть два выхода: взять кредит в банке или обратиться в лизинговую компанию. Рассказываем, чем они отличаются и что лучше в разных ситуациях.

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение Поделиться Facebook -> Twitter -> Youtube -> Telegram -> VK Youtube -> Telegram ->

Оглавление Скрыть

  • В чем разница между кредитом и лизингом
  • Отличия договоров кредита и лизинга
  • Налоговый учёт при кредите и лизинг
    • Кредит и лизинг при общей налоговой системе (ОСНО)
    • Кредит и лизинг при УСН «Доходы минус расходы» или ЕСХН

    В чем разница между кредитом и лизингом

    При кредите вы просто берете в банке деньги и тратите их по своему усмотрению. Иногда расход кредитных средств нужно согласовать с банком, но это не обязательно. Деньги возвращают банку с процентами в течение установленного срока.

    Кредит в общем случае можно тратить на любые цели, связанные с ведением бизнеса. Например, купить материалы или товары, рассчитаться по налогам или зарплате.

    В лизинг можно взять только основные средства: недвижимость, станки, автомобили и т.п.

    Нельзя купить в лизинг земельный участок или другой природный объект, например — водоём (ст. 3 закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ).

    Лизинговая компания покупает объект за свой счёт, а вы, пока платите, арендуете у неё это имущество. Платежи рассчитаны таким образом, что за время действия договора вы выплачиваете стоимость объекта и вознаграждение лизинговой компании. Поэтому лизинг по-другому называют финансовой арендой.

    Отличия договоров кредита и лизинга

    При кредитовании банки часто требуют залог, а также дополнительные гарантии, например — личное поручительство владельца бизнеса. При лизинге объект находится в собственности лизинговой компании пока вы полностью за него не рассчитаетесь. Поэтому дополнительного обеспечения обычно не требуется.

    Как правило, договор лизинга заключить проще, чем кредитный договор. Оформление проходит быстрее и для этого требуется меньше документов. Но процентная ставка по лизингу при сопоставимых условиях (сумма, срок, вид объекта) обычно выше, чем по кредиту.

    Но иногда лизинговые компании связаны с производителем автомобилей или оборудования, могут покупать их на особых условиях и давать скидки вам. Разница в цене может компенсировать повышенные проценты.

    Налоговый учёт при кредите и лизинг

    Если вы купили что-то в кредит, сразу получаете объект в собственность и начинаете платить с него налог на имущество или транспортный налог. Банка эти налоги не касаются в принципе.

    При лизинге всё зависит от условий договора. Налог на имущество платит та сторона, на чьём балансе находится объект. Транспортный налог платит тот, кто зарегистрировал автомобиль в ГИБДД.

    Но даже если налоги платит лизинговая компания, экономии в этом для вас не будет: лизингодатель включит их в своё вознаграждение.

    Кредит и лизинг при общей налоговой системе (ОСНО)

    При покупке в кредит для налога на прибыль вы сможете включать в расходы амортизацию с момента приобретения и до конца срока полезного использования, а также проценты банка по мере их уплаты. Весь НДС с купленного объекта можно сразу взять к вычету. Проценты по кредиту на НДС не влияют.

    При покупке в лизинг стоимость объекта с учетом процентов делится на равные части по количеству лизинговых платежей. Эти выплаты можно учесть для налога на прибыль и взять к вычету входящий в них НДС.

    Списывать затраты для налога на прибыль можно на основании договора лизинга и платёжных документов. Ежемесячно составлять акты оказанных услуг по лизингу не обязательно (Письмо Минфина от 15.06.2015 № 03-07-11/34410).

    Для вычета по НДС нужны счета-фактуры — их лизинговая компания должна выставлять по каждому платежу.

    Пример. ООО «Старт» планирует приобрести автомобиль стоимостью 1,2 млн руб., в т.ч. НДС — 200 тыс. руб. Срок полезного использования автомобиля — 5 лет. Такой же срок в 5 лет предлагают банк и лизинговая компания. Переплата по каждому из договоров за период действия – 30% от стоимости покупки, то есть и проценты по кредиту и вознаграждение лизинговой компании составят 360 тыс. руб.

    При покупке в кредит компания сразу возьмёт к вычету НДС со всей суммы, т.е. вычет составит 200 тыс. руб. В проценты по кредиту НДС не входит, поэтому по ним вычетов не будет. Для налога на прибыль стоимость автомобиля без НДС в сумме 1 млн руб. спишут через амортизацию в течение срока полезного использования. Кроме того, при расчёте налога на прибыль в расходы будут включать все проценты, уплаченные банку. Экономия по налогу на прибыль при ставке 20% составит:

    (1 МЛН + 360 ТЫС.) Х 20% = 272 ТЫС. РУБ.

    Общая экономия на налогах при покупке в кредит (вычет по НДС и уменьшение налога на прибыль):

    НК = 200 + 272 = 472 ТЫС. РУБ.

    При покупке в лизинг сумма договора с учетом вознаграждения лизинговой компании составит:

    1 МЛН 200 ТЫС. Х 1,3 = 1 МЛН 560 ТЫС. РУБ.

    НДС начисляется на все лизинговые платежи, поэтому к вычету компания возьмёт всю сумму НДС, которая «сидит» в платежах:

    НДС = 1 МЛН. 560 ТЫС. / 120 Х 20 = 260 ТЫС. РУБ.

    В расходы для налога на прибыль попадут все лизинговые платежи за минусом НДС, то есть 1 млн 300 тыс.руб. Налог на прибыль уменьшится на:

    1 МЛН 300 ТЫС. Х 20% = 260 ТЫС. РУБ.

    Общая экономия на налогах при покупке в лизинг:

    260 + 260 = 520 ТЫС. РУБ.

    На ОСНО лизинг получается выгоднее, чем кредит. Это связано с тем, что НДС при лизинге берётся к вычету со всей суммы платежей, включая вознаграждение лизинговой компании.

    Также при покупке в лизинг можно воспользоваться ускоренной амортизацией с коэффициентом до 3 (п. 2 ст. 259.3 НК РФ). Для этого нужно включить в договор лизинга условие о том, что объект в течение срока действия договора находится на балансе лизингополучателя.

    Тогда можно списать стоимость купленного объекта быстрее в несколько раз. Например, если применить коэффициент 2, то вся стоимость автомобиля из нашего примера будет отнесена на затраты по налогу на прибыль не за 5 лет, а за 2,5 года. Общая сумма экономии по налогу на прибыль при этом не изменится, но вы получите её быстрее.

    При выборе нужно учитывать ещё один момент. Если объект купили в кредит, то весь НДС можно взять к вычету сразу в том квартале, в котором пройдёт сделка. При лизинге вычет по НДС хотя и больше, но он распределится на весь срок действия договора: до 3-5 лет, а иногда — и дольше.

    При кредите на ОСНО налоговая экономия по НДС меньше, чем при лизинге, но получить её можно сразу, а не в течение нескольких лет.

    Но и здесь есть подводные камни. Если объект дорогой, то единовременный большой вычет может привести к тому, что по декларации возникнет НДС к возмещению. А это значит, что декларацию будут проверять с пристрастием, а еще могут вызвать на комиссию в ИФНС.

    Кредит и лизинг при УСН «Доходы минус расходы» или ЕСХН

    При этих налоговых режимах расходы признаются «по оплате», т.е. при перечислении денег поставщику, в том числе при покупке основных средств.

    Если объект купили в кредит, то всю сумму, можно включить в расходы в периоде приобретения. Затем вы будете платить банку проценты и включать их в расходы по мере уплаты.

    При покупке в лизинг каждый лизинговый платеж включают в расходы в том периоде, когда его перечислили.

    Возьмем данные из предыдущего примера, но с учётом, что компания применяет не ОСНО, а УСН «Доходы минус расходы» или ЕСХН. В этом случае вычета по НДС не будет и вся стоимость купленного автомобиля, а также проценты банку или вознаграждение лизинговой компании войдут в расходы. Если срок действия договора и переплата по кредиту и лизингу одна и та же, то сумма экономии на налогах будет в целом одинаковой для кредита и лизинга, как при упрощёнке, так и при ЕСХН. Чтобы рассчитать экономию, нужно умножить общую стоимость покупки с учетом переплаты на ставку налога.

    Экономия на УСН:

    (1 МЛН 200 ТЫС. Х 1,3) Х 15% = 234 ТЫС. РУБ.

    Экономия на ЕСХН:

    (1 МЛН 200 ТЫС. Х 1,3) Х 6% = 93 ТЫС. РУБ.

    Однако нужно учитывать особенности списания затрат на приобретение ОС при УСН и ЕСХН. Если объект купили в кредит, поставщику сразу переводят всю его стоимость. Поэтому большая часть экономии на налогах будет в первый год действия договора. В нашем примере для УСН при кредите в первый год можно сразу уменьшить налог на 180 тыс. руб. (стоимость объекта 1 млн 200 тыс. х 15%). В то время, как при лизинге сроком на 5 лет налог будет уменьшаться постепенно, на 46,8 тыс. руб. в год, а за это время деньги обесценятся: 46,8 тысяч сейчас и через пять лет имеют разную ценность.

    Поэтому, если другие условия (цена и переплата) одинаковы, то кредит выгоднее. И чем больше срок договора, тем он выгоднее.

    Зарегистрируйтесь в интернет-бухгалтерии «Моё дело»

    И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

    Как рассчитать лизинг? Примеры расчета

    Что такое лизинг ? 🚙 Из чего он состоит и примеры расчета

    Согласно ст. 665 ГК РФ лизинг — это аренда, с последующим правом выкупа. То есть собственником имущества клиент становится только после того, как расплатится с кредитором – лизингодателем. За пользование предметом лизинга нужно платить – бесплатно ни одна коммерческая организация работать не будет. Лизинговые компании не обязаны раскрывать информацию об эффективной процентной ставке, поэтому проводить анализ предложений, и сравнивать их между собой или с кредитными ставками клиенту придется самостоятельно. Как рассчитать, во сколько обойдется лизинг и по каким критериям сравнивать рассмотрим ниже.

    Из чего состоит размер переплаты по лизингу

    Самый простой и быстрый способ посчитать переплату — это умножить месячный платеж на количество платежей. Разница между этой суммой и ценой авто за вычетом аванса и будет переплатой.

    Ежемесячный платеж по лизингу включает:

    1. Сумму основного долга;
    2. Платежи за сервис, оформление и дополнительные сборы.
    3. Доход лизинговой компании – процент лизинга.

    Второй пункт может включать и иные платежи и комиссии – все зависит от конкретного предложения. Например, если предметом лизинга является автотранспорт, то к дополнительным расходам добавляются: оплата госпошлины (в ГИБДД) и автострахование. Поставить на учет легковой автомобиль с получением номеров стоит 2000 рублей. Плата за КАСКО составляет примерно 3-7% ежегодно от стоимости приобретаемого авто. Платежи по КАСКО могут уплачиваться единовременно или включаются в график.

    Как рассчитать лизинг? Примеры расчета

    В лизинге принято озвучивать сумму ежемесячных платежей или процент удорожания. Но если вы хотите провести сравнительный анализ стоимости автокредита и лизинга – лучше рассчитать эффективную ставку и в том, и в другом случае, и сравнить их между собой. Эффективная процентная ставка – относительно универсальный показатель. Она является своего рода “общим знаменателем” ипозволяет сравнить предложения с различными схемами платежей.

    • Удорожание – это %, который показывает размер переплаты в год. Но этот показатель не учитывает в какой момент времени вы будете гасить долг. Чем дольше срок лизинга, тем большую сумму в рублях вы переплатите, даже при более низком проценте удорожания.
    • Процент лизинга – доход лизинговой компании. Он не зависит от размера первоначального взноса и начисляется на остаток долга.
    • Эффективная процентная ставка — это годовая процентная ставка, в расчете которой учитываются все ежемесячные платежи, комиссии и оплаченный аванс. Она позволяет определить, во сколько на самом деле обойдется лизинговый договор, и учитывает в какой момент времени будет происходить погашение займа.

    Рассмотрим, как можно рассчитать эти показатели на примерах.

    Как рассчитать удорожание

    Если вы знаете сумму ежемесячных платежей, то процент удорожания можно рассчитать так:

    ежемесячный платеж x срок лизинга – стоимость предмета лизинга

    стоимость предмета лизинга

    Пример:

    Стоимость автомобиля3 млн. рублей
    Ежемесячный платеж100 тыс.рублей
    Аванс600 тыс. рублей (20%)
    срок лизинга36 месяцев
    дата получения авто в лизинг26.09.2020

    Подставим в формулу выше и получим:

    ((100 000 *36 – 3 000 000)/3 000 000)*100%=20%

    В нашем примере лизинговый договор заключен на 36 месяцев или 3 года, тогда удорожание в год составит 6,67%.

    Если вы внесете больший аванс или сократите срок финансирования, то размер удорожания снизится.

    Как рассчитать процентную ставку

    На практике лизинговые компании предоставляют своим клиентам графики с аннуитетными (равными) ежемесячными платежами. Чтобы узнать процент лизинга для такого графика, нужно знать удорожание. Использовать можно следующую формулу:

    удорожание в год, *1,65

    Процентная ставка = 一一一一一一一一一一一一一一一一

    Доля заемных средств

    Доля заемных средств — это размер финансирования покупки лизинговой компанией в процентах. Исходя из примера выше – аванс 20%.

    Доля заемных средств для использования в формуле рассчитывается так: 100%-20%=80% или 0,8.

    Удорожание мы рассчитали выше, его значение 6,67%

    Процентная ставка = 一一一一一一一= 13,8% годовых.

    Эффективная процентная ставка

    Самым объективным показателем при оценке стоимости договора лизинга является эффективная ставка. При ее расчете учитываются все параметры сделки:

    • размер аванса;
    • комиссии;
    • доход кредитора;
    • расходы на страхование и прочее.

    Центральный Банк России письмом 175-Т «Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам». от 29.12.2016 года рекомендует воспользоваться программой Excel и функцией “ЧИСТВНДОХ”.

    Текст письма был опубликован в “Вестнике Банка России” В выпуске 1(945) от 15.01.2007 года, его полную версию можно скачать здесь.

    Как рассчитать лизинг? Примеры расчета

    Как использовать Excel и “ЧИСТВНДОХ”:

    • Сначала необходимо создать таблицу ежемесячных платежей. Их можно импортировать или внести вручную. Столбец “А” – дата очередного платежа, столбец “В” -платеж по лизингу. Добавляем новую строку, в ее первом столбце укажем дату покупки автомобиля, а во втором размер заемных средств со знаком “-”, в нашем случае – 2 400 000 рублей.

    Как рассчитать лизинг? Примеры расчета

    • Затем нажимаем на символ f и ищем функцию “ЧИСТВНДОХ” – можно обычным поиском, по алфавиту либо выбрать категорию “финансовые”.

    Как рассчитать лизинг? Примеры расчета

    • В поле “значение” выделяем и захватываем диапазон ячеек с суммами, а в даты с датами платежей. Нажимаем кнопку “ок” и ставка рассчитается автоматически.

    Как рассчитать лизинг? Примеры расчета

    Единственный минус использования этого метода является то, что вам необходимо иметь на руках точный график, с указанием дат выплат и сумм.

    Как получить максимально низкую ставку процента?

    Процентная ставка по лизинговым договорам зависит от степени риска кредитора – чем выше риск невозврата долга, тем выше ставка. Иногда процентная ставка может снизиться, если увеличить размер первоначального взноса или сократить срок кредитования. Вы можете рассчитывать на пониженную процентную ставку, если:

    • у вас хорошая кредитная история;
    • высокий уровень дохода;
    • вы обратились в лизинговую компанию повторно, предварительно погасив все обязательства перед ней.

    Хотите взять оборудование или автомобиль в Лизинг?

    Оставьте заявку и мы подберем для Вас наиболее выгодное предложение по лизингу!

    Источник https://raexpert.ru/researches/leasing/1h_2020/

    Источник https://www.moedelo.org/club/article-knowledge/kredit-ili-lizing

    Источник https://inzuro.ru/kak-rasschitat-lizing/